В начало   |    НОВОСТИ   |    СЕРВИС   |    СТАТЬИ   |    ТУР FAQ   |    АВТОТУРИЗМ   |    МАГАЗИН   |    О КОМПАНИИ

Календарь событий
<<< ноябрь 2017 >>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      
Расчет расстояния между городами
От:
До:

(на ATI.su)

КАРАВАНЦЕНТР. Автодома, жилые прицепы. Продажа аренда кемперов
Страхование Зеленая карта Green Card ОСАГО КАСКО Страхование путешественников
Автобагажники THULE
President of Russia
probeg.ru
http://www.auto-travel.ru/
ГИЛЬДИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ
Russia Hotels, Tourism and Travel Information


МАРШРУТЫ

Вокруг Ботнического залива.
28-01-2007 Путешествие на русском автомобиле ВАЗ21093 по маршруту Уфа – Финляндия (Лапеенранта – Кеми) – Норвегия (Тромсе – Лофотен – Осло) – Швеция (Стокгольм) – Финляндия (Хельсинки – Лапеенранта) – Уфа

Экипаж – идейный вдохновитель, организатор и покрыватель расходов – автор, штурман, оператор, фотокорреспондент, ведущий путевого журнала - Руслан (16 лет), завхоз и путеводитель по магазинам – Надежда.

Мысль проехать вдоль Норвегии, а заодно и вокруг Скандинавии возникла после прошлогодней поездки на отдых в Финляндию, где мы пролежали в коттедже 10 дней, питаясь пойманной рыбой и изредка выезжая в соседние города, и очередного просмотра фильма «Укол Зонтиком» (- «Это вы про «Ешьте творог зимой»? Да, помню, снимали в снегах Норвегии…»).

Зимой начались теоретические изыскания, благо сеть всегда под рукой. Посетив несколько сайтов, посвященных путевым заметкам и рассказам путешественников, нашел не так уж много статей о поездках в Норвегию, тем более на автомобиле.

Начал с информации о получении виз. Никогда еще не получал визы через турфирмы (один раз обратился – потом пожалел, пытались оформить в Германию в составе какой-то общественной делегации из Чечни, ладно паспорта успел в Москве перехватить – правда это было давно – лет 10 назад), поэтому сразу пошел на сайт посольства (http://www.moscow-ru.mfa.no). На первый взгляд проблем с получением виз не должно было быть. Но это только на первый взгляд. По опыту предыдущих поездок написал вежливое письмо (на английском и русском языках) с объяснением цели обращения и запросом информации о получении шенгенской туристической визы в моем конкретном случае. Прошел час, другой – ответа нет. Ответа не было и на следующий день, и на следующей неделе. Написал еще раз. Потом еще. А в ответ – тишина. «Заперто, - подумал Штирлиц». Решил действовать через фиников (http://www.finemb-moscow.fi) . Написал письмо им, пришлось сказать, что в Финляндии проведу большую часть своего путешествия. Ответили через 40 минут. ОК, говорят, везите паспорта, только в заяве укажите, что не только у нас будете, а еще у соседей, и примерный план поездки. Скачал анкеты, набрал в экселе табличку о поездке – маршрут, километраж, расходы на бензин, гостиницы, кино, вино, домино и т.п., купил страховку в Ингосстрахе местном, и за месяц до поездки (поехал в командировку) пошел в посольство Финляндии. С дежурной фразой «Кто последний за бугор?» встал в очередь и через 1 час 40 минут был у заветного окошка. И тут оказалось, что Акела слегка промахнулся. Забыл, что финики дают визы начиная с пятого дня от подачи документов, независимо от срока желаемой поездки (а таким, как я, живущим за тридевять земель от Москвы - даже на следующий день, если попросить), а страховка у меня была оформлена на конкретный срок (с запасом, конечно) и не покрывала весь срок визы – он получался почти два месяца, поэтому мои документы они принять не могли. Финка в окне объясняла мне это несколько раз, въехал не сразу, даже потом стыдно стало (наверное, NUTSа давно не ел). Пришлось делать запоминающееся лицо, просить стоявших за мной пропустить меня к окошку без очереди вновь, когда вернусь с новой страховкой. Купил страховку у ворот посольства, оказалась на 30% дешевле, чем в Уфе. Пробрался в здание, меня сразу же пропустили к окошку (спасибо, коллеги!). «Этта другое дело», - сказала финка и выписала мне квитанцию для оплаты визового сбора. Сходил в банк, оплатил, отправился по своим делам.

Маршрут поездки разрабатывался достаточно долго – хотя в основном все было ясно – через Финляндию на север, пару дней на севере Норвегии, пару дней в центральной части, затем на юго-запад, потом в Осло, Стокгольм и домой. Начал с заказа информации через Интернет. Искал сайты с туристической информацией по городам, в которых можно было остановиться, заказывал буклеты (если такие высылались на халяву). В течение месяца получил кучу журналов, проспектов, карт и путеводителей. В конце концов, после длительных раздумий, был выбран маршрут Лапеенранта – Оулу – Тромсе – Мо И Рана – Трондхейм – Осло – Стокгольм – Хельсинки – Лапеенранта.

Первоначально планировалось останавливаться в кемпингах, были намечены остановки, просмотрены условия (домики, удобства и т.п.).  Но в последствии от этой идеи отказались, т.к. хотелось посмотреть на города и людей, а не на море, горы и туристов (их и так увидим). Поэтому решено – останавливаемся в городах, ночуем в отелях. В сети посмотрел отели, составил список приемлемых как по цене, так и по расположению. Бронировать заранее не стал, т.к. по опыту предыдущих поездок знал, что маршрут уточняется на ходу, где-то стоим больше, где-то меньше, что-то добавляется, а что-то, наоборот, исключается из списка. Забегая вперед, скажу, что так и получилось.

В процессе поиска отелей набрел на сайт www.scanplus.no, где говорилось, что можно заказать за где-то 10 Евро ScanplusHotelPass, который дает скидки в отелях их системы до 50% и каждая 6-я ночь бесплатно. Поскольку времени до отъезда было уже мало (а на пересылку этого куска пластика они просили двадцать дней), я написал письмо с просьбой подсказать, где в Тромсе я могу купить этот сканплюс, чтобы он сразу начал действовать. Ответили сразу, дали адрес – RainbowPolarHotel. Просмотрел сеть их отелей. Цены оказались достаточно высокими, и даже со скидкой выходило больше 100 Евро на троих. Оставили вопрос открытым, проблемы будем решать по мере возникновения. Там это не тут, без крыши над головой и куска рыбы на ужин не останешься, были бы деньги.

Были также приобретены путеводители «Полиглот» по Норвегии и Швеции, на мой взгляд информации по городам очень мало, дают только самое общее представление о стране, и очень кратко. Описание музеев – просто караул, да и выборка небольшая, по Осло, например, описано всего несколько, хотя их там около сотни. Конечно, все не посетишь, да и незачем, но ориентироваться хочется получше. Хотя описание маршрутов и основных достопримечательностей может пригодиться. Гораздо больше пользы от путеводителей по городам, полученным по заказам через Интернет и взятым (совершенно бесплатно) в бюро информации для туристов на месте. (На русском, правда, только у фиников были – нам были не нужны, хотя тоже назаказывал).

Практическая подготовка свелась к прохождению очередного ТО (чтобы набрать пробег до 14500 пришлось съездить в Москву в командировку), составлению списка необходимых вещей. Также пришлось переманить к себе бабушку на три недели, чтобы поливала цветы и кормила Семен Семеныча (кота).

Безжалостно наступал день отъезда.

День Первый.  02 Августа 2003 г. Уфа – Владимир. 1222 км.

 Ничего особенного, маршрут известный, ГАИшникам ни разу не попался (даже в Татарии – это редко со мной бывает) – спонсоры помогли, во Владимире остановились в гостинице «Заря», 2-х + 1-местный номера за 900 руб. + 50 рублей за стоянку. Номера – требовали ремонта еще при Брежневе, если свет не включать, то вроде бы нормально, горячая вода еле бежит, но для пересыпа в дороге – годится.

День Второй. 03 августа 2003 года.   Владимир – Москва. 248 км.

Легкая разминка после вчерашнего дня. В гостинице не завтракали (не пытались даже), есть хорошее кафе на 95-м километре Горьковского шоссе, называется «Сытый Папа», вкусно, недорого, утром – народу немного, на обратном пути вечером – пришлось ждать минут двадцать, пока освободился столик.

В Москве вечером заглянули к институтским знакомым, попили вина, поговорили о путешествиях.

Переночевали в «Ярославской», 1200 руб. на троих + 50 руб. стоянка.

 День Третий. 04 августа 2003 г. Москва – Мотель за 75 км до Выборга. 822 км.

 С утра поехал в посольство, через полчаса получил паспорта, финка в окошке, посмотрев на дату открытия визы, даже не смогла внятно спросить, где мы были «в ночь с 7-го ноября на 8-е марта», т.к. визы были открыты почти месяц назад. Сыграв на опережение, я сказал, что все ОК, очень тороплюсь, и так уже опоздал, а если объяснять, то совсем не успею. Забрал паспорта, отправил своих на метро в САО «Союзник» на Проспекте Мира (ул. Гиляровского, 40) – там самые дешевые страховки автогражданки на Скандинавию (по крайней мере из тех страховых фирм, куда я звонил), все разы наших поездок брал страховку там. Сам поехал по делам – нужно было посетить партнеров по бизнесу.

Закончили дела в час дня, с Пушки взяли курс на СПб. Выбирались из города три часа. Планировали остановиться где-нибудь в Питере, но влетели в город одновременно с закатом, решили проехать колыбель революции с ее раздолбанными дорогами сразу, чтобы не портить себе настроение с утра. На выезде из города видели страшную аварию, в темноте не понял, сколько машин, но много, потом в мотеле видели репортаж о ней по новостям. Поехали помедленнее, те более, что пошел дождь. Была мысль доехать до Выборга, но когда увидели знак – «Мотель – 15 км», сразу захотелось спать, даже мотель чуть не прозевали. Спасибо Руслану, заметил почти вовремя, но пришлось немного сдать задним ходом, чтобы свернуть с шоссе. Мотель приличный, номер с душем и туалетом, две широкие кровати, можно спать вчетвером. Всего-то за 600 рублей. Охранник подошел, сказал, что если мы хотим, чтобы за нашей машиной присмотрели как следует, мне необходимо заплатить ему 50 рублей. Заплатил. Утром, когда уезжали, этот охранник спал на диване в ресепшн в обнимку со своим «демократизатором».

 День четвертый. 05 августа 2003 г.  Мотель – Граница – Кеми. 118 + 738 км.

 Позавтракали здесь же на заправке возле мотеля (кафе в мотеле не работало – хотя и написано – «Круглосуточно»), и тронулись «Вперед, на Запад!».

Через час были на границе. На КПП перед «Сайман канава» (это канал такой, соединяет Финляндию с Россией) один из солдатиков  спросил, неужели мы прямо из Уфы сюда приехали. Я ответил, что да, и спросил, не он ли служил здесь еще в прошлом году, мне тогда говорили на КПП, что у них есть один сослуживец из Уфы. Он мне ответил, что их теперь уже трое. Пока ехали до самой границы, рассуждали – хорошо тем, кто сюда попал служить, точка «холодная», можно пообщаться с гражданским населением, с боевой и политической подготовкой тоже, наверное, не сильно напрягают, хотя кто знает... Российскую границу прошли без проблем, минут за 20,  очереди не было. Тормознулись у «Дьюти Фри». Затарились виски, пивом дешевым (какая-то распродажа была финского пива, упаковка 6 банок за примерно 3 евро). Читал где-то недавно, что теперь в «Дьюти Фри» только выезжающим продают (вообще-то так и должно быть), но в прошлом году при возвращении мы тоже покупали, правда, в другом магазине. Спросил, работает ли тот магазин – соврали, что нет, уже закрыли. Взял еще бутылку.

На финской пришлось постоять в очереди, местных пропускали без очереди, а их почему-то было много, нам же «зеленый» включали секунд на 30 раз в 5 – 7 минут, а впереди один тормоз дважды заводился только почти минуту, в результате все мы два «зеленых» пропустили.

С детства знал, что обманывать старших нехорошо, но бес попутал, вспомнил, что в прошлом году на вопрос «Куда едете?» ответил, что в коттедж возле Пертунмаа, и больше вопросов не было. Решил и сейчас также сказать, чтобы не объяснять, куда, как и по какому маршруту еду. Однако финик шибко умный попался. В прошлом году мы въезжали в пятницу (а в коттеджи, как правило, едут в пятницу или субботу), а сейчас был вторник. Ну он и указал мне на это несоответствие. Я сразу заволновался, как двоечник перед сессией, сказал, что сначала в Миккели заедем, а потом в коттедж, и т.д. А он стал интересоваться, где будем жить, кто пригласил, кто будет за все платить, и прочее. Показал ему карточки, (наличных было USD 101 на всякий пожарный – пригодились потом), изучил все под лупой, то же самое сделал с паспортом (а паспорта у всех нас были совершенно новые, старые с собой взяли, но зачем-то оставили в машине), правами и документами на машину. Минут через пять томительно ожидания (а все из нашей «пачки» уже прошли и проехали) поставил штамп и пожелал счастливого пути. Надю и Руслана пропустил сразу, без вопросов. Машину не смотрели, все были заняты каким-то фиником, даже собаку к нему в машину запустили. На пять тыщ рванул, как на пятьсот.

При въезде на шоссе перед Лапеенрантой проверил скорость, на табло показались цифры «96» из допустимых ста, на спидометре было тоже 100. Все врут календари. Таких проверочных табло встретил в Финляндии еще штуки три. Заехали в супермаркет КККК, кое-что прикупили в дорогу, и поехали к Миккели. Ехать по Финляндии было скучно, ограничение «80», все едут как привязанные. Через час проехали Миккели, свернули на Юваскилью. Еду 80, собрал сзади толпу машин в 15. Через десять минут нашелся один Шумахер (скорее, Райконен), с ревом и гудками обогнал всех и полетел на своей А6 под 150. Но чукча не дурак, знает, где фотороботы стоят - берем его в спонсоры. Догнал легко, сам удивился. Встал в метрах ста сзади, и пошел за ним. На спидометре – 150 – 155, притормаживали только когда проезжали городки и деревни, да пару раз перед фотоаппаратами дорожными. Оторваться он не смог, а может быть, и не очень хотел. Через часа полтора наш томатный спонсор (море то у них – Балтийское) свалил в какую-то деревню. Снова едем по знакам. Заправились и пообедали на Шелловской заправке. Английский – не знают, пришлось тетеньку выдергивать из-за прилавка и пальцем тыкать в фотографии блюд, висящие над стойкой, которые мы хотели бы съесть (блюда, а не фотографии). Договорились. Поели. Много, вкусно, дешевле, чем в Москве. Поехали дальше. Вскоре вновь нашелся какой-то Хаккинен на мерине, но ехал скромно, 120 – 130. Но тоже неплохо, километров 100 нас протащил.  Внезапно тормозит – впереди никого нет, чуть его не догнал. Смотрю – олени ходят по шоссе, вынюхивают чего-то. Дошло, почему на дороге много следов от колес, как от драгрейсеров, – до этого не мог понять, как на дороге, где три машины с дисциплинированными водителями в час проезжают, могут создаваться аварийные ситуации, требующие экстренного торможения. Но не у всех же «Фокусы» с лосеобъезжателями. Олени выскакивали на дорогу еще раза три. Сделали несколько фотографий. В ушах бирки, видимо, все ходы записывают. Ни одно животное во время съемок не пострадало. В Оулу (где собирались ночевать – даже гостиницу присмотрели в сети) приехали на 1.5 часа раньше задуманного  времени, поэтому решили ехать дальше – хотя бы до Кеми. Совсем скоро уже подъезжали. По дороге обогнали наших, семья пенсионеров ехала на «трехе» (Не БМВ). Помахали аварийками, получили ответный привет. Было совсем не поздно, можно было и рвануть до канадской, т.е. норвежской, границы, но решили, что на сегодня хватит, пора бы и пива попить.

Попался мотель, тормознули, «Сорри», говорят, «местов нету - в городе наверняка найдете». Конечно, найдем, но в мотеле же дешевле. Поехали дальше. При въезде в Кеми видим указатель – отель. Свернули с главной, доехали. Трехместный номер – 75 евро. Сауна – бесплатно, но только до 10 вечера. Но в номере все удобства, поэтому от сауны отказались. Гостиница оказалась школьным (или колледжским) общежитием, квартирного типа, большая кухня (без посуды, но с плитой, микроволновкой и холодильником), три большие комнаты, отдельно душ и туалет. На дверях и стенах в комнатах висят детские рисунки – Вини-Пухи и Мумми-Тролли. Уже заселились, и только потом выяснили, что кафе нет, поэтому и завтрака нет. Обломили нас финики. Как гостиница работает только летом, когда дети отдыхают. Попили пива с фисташками, разбрелись по комнатам спать.

 День Пятый. 06 августа 2003 г. Кеми – Тромсе. 687 км.

 Утром выехали рано, хотели позавтракать на заправке, но заправщик сказал, что у них не очень большой выбор блюд утром, и, если мы хотим позавтракать по-человечьи, нам лучше обратиться в отель рядом. Последовали совету. Шведский стол – 5 Евро с носа, наелись, напились кофе и дальше в путь. Пейзаж за окном поменялся. Слева – река, за рекой – Швеция, впереди – холмы, справа – лес. Остановились перевести дух на стояночке у изгиба реки. Там стояли поляки на маленькой машинке. Машина загружена барахлом под крышу. Потом выяснилось, что в основном это были продукты. Они выгрузили 1/3 груза на столик, начинали готовить завтрак. Мужик тянет центнера на полтора, как помещается на сиденье – не знаю. Разговаривают по-русски. Поздоровались. Потом встретили их в Тромсе. Сфоткались на берегу, поехали дальше. Вдоль реки ехали долго, домики что на левом, что на правом берегу одинаковые, не такие как на юге Финляндии, изредка встречаются указатели «Швеция– налево 0.5 км.»

Проехали Полярный круг. Посреди дороги – белая линия. Рядом – столбы с флагами, большая стоянка для экскурсионных автобусов и машин, магазин с сувенирами, кафе. Походили по магазину, купили сувениров. Толпы туристов (были японцы и местные пенсионеры) сувениров набрали – очередь в кассу - водилы автобусов, наверное, имеют неплохой откат от владельца магазина. Продаются оленьи шкуры, большие, но по 70 евро, маленькие – но по 50. Не придумав им никакого применения в хозяйстве, решили не брать. Вход в магазин облеплен стикерами с обозначением стран. У нас собой был лишний, Руслан хотел приклеить, но я обнаружил уже один – RUS TUDOR, кто-то аккумуляторы уже прорекламировал, поехали дальше не солоно хлебавши.

Ехали, ехали. Наконец, приехали. Знак –«Неровная дорога». А дороги – нет. Пять или шесть участков по 300 – 500 метров. Полотно – отсутствует, гравий насыпан, утрамбован, вид имеет стиральной доски, амплитуда волны – сантиметров 10 – 15, едем 5 – 10 км/час, догоняем пару фур, тащимся за ними. Короче, 5 километров ехали чуть ли не 45 минут. Дорожной техники в округе нет. Скорее всего, ремонт начали, а потом рабочих перебросили на другой объект – тянут, наверное, дорогу к местному мэру на дачу, или недофинансирование бюджета какое-нибудь произошло (опять же на Мерседесы для начальства деньги истратили). Дальше – дорога нормальная. Пару раз опять чуть не задавили оленей. Незаметно подъехали к границе. Указатель был – «Норвегия - там» на развилке. Также незаметно границу эту проскочили. Увидели только справа  стоянку, с заправкой, мотелем, кафе, магазином и «фигвамом» (наверное, с сувенирами). Остановиться не успели. Столбика с табличкой с названием страны (как в Европе) не было, поменяли цвет разметка на дороге и таблички с указателями и дорожными знаками. Ограничение скорости – 90. Едем 90. Начались горы. Сначала вдалеке, вершины покрыты снегом, сверху солнце, между горами - облака. Дорога прямая (в смысле направления – по оси «Х») но извилистая (по оси «Y»), прямо как в американском кино – то вверх, то вниз. Вскоре началась настоящая горная дорога, узкая, извилистая, без осевой разметки. Скорость снизил до 60, хотя местные едут 90 – 100.

Остановились на пятачке на обочине, сфотографировались, посмотрели на водопады, маленькие в ширину, но большие в длину, пачками спадающие с вершин и, искрящиеся в лучах северного солнца, пробивающегося сквозь серые облака к суровой норвежской земле, стекающие ручьями в реку. «Инда взопрели озимые… Рассупонилось солнышко… Понюхал старик Ромуальдыч и т.д.» Появился первый фьорд. Грандиозно. Красота. Нет слов. «Душераздирающее зрелище» - сказал бы Иа. Когда проехали по краю одной горы, развернулись, и поехали назад по краю другой, взглянул на противоположный берег фьорда, увидел туристический автобус, на фоне горы выглядевший половинкой спички, стало как-то не по себе, все-таки «жалкая, ничтожная личность» человек по сравнению с природными объектами. Солнце совсем скрылось за облаками, извилистость дороги совершенно лишила меня способности ориентироваться на местности по сторонам света, и, хотя в голове держал карту автодорог, представлял, в каком направлении нужно ехать, все время казалось, что едем не в ту сторону. Штурман постоянно успокаивал, сверяясь с картой, которую он держал все-таки на коленях, подсказывая, что через 1 или 2 или 3 километра будет такой то поселок, или развилка, или мост. Это вселяло уверенность в достижении цели.   Карта, кстати, была халявная, из Интернета.

В седьмом часу, проехав пару мостов и тоннелей, подъехали к Тромсе. Вот он слева, как на картинке из путеводителя, опять же заказанного по сети – игрушечные кораблики (длиной с футбольное поле на самом деле), селедочный, выгнувшийся дугой мост, тонкая ниточка фуникулера тянется с горы справа. Остановились у информации, еще раз уточнили маршрут проезда по городу к «Полар Хотел», тронулись дальше. Рядом немцы и итальянцы, приехавшие на караванингах,  тоже пытливо изучали карту города и окружающего региона. К отелю подъехали с первой попытки – негде было заблудиться – в городке три улицы и все вдоль берега. Поставил машину на крутосклонной стояночке – платная, но я решил, что за десять минут ничего не случится, тем более, что часть экипажа оставалась в машине. Пошел на ресепшн, показал «мыло» из Сканплюса, что можно со скидкой у них устроиться, устроился. 3-хместный номер - 940 NOK. А сколько же без скидки? Показалось, дороговато, но, «раз пошла такая пьянка, режь последний огурец». Сам сканплюс так и не купил, хотя в счете после оплаты при отъезде было написано: «скидка предоставлена на основании «ScanplusHotelPass». Выписали талончик на парковку бесплатную, объяснили, где она находится. Номер был в здании напротив, вход в здание по магнитной карточке, в номер – тоже. Но что-то случилось с компьютером у них, в номер попасть сразу не смогли, пришлось идти опять через дорогу, перекодировать карточку. Номер оказался хорошим, этаж второй со стороны входа, а окна, с противоположной стороны – на уровне земли, такой крутой уклон. Больше всего понравился уголок отдыха на первом этаже возле лифта – кофейный автомат, кипяток, чай, сливки, чашки, ложки и т.п. «Help yourself khalyava Sir»,- подумали мы, и оказались правы. Освежились, потопали обозревать окрестности. Центр можно обойти за 30 минут, мы гуляли часа полтора, поужинали в ресторане на набережной. Сытно, вкусно, дорого. Заметили тусовку афроевропейцев на центральной улице, толпа человек 15 с бумбоксами кричала и цеплялась к проходящим мимо норвежским девчонкам. Потом увидели, что они (афроевропейцы) живут в пансионе, который у меня тоже был на примете, как возможный ночлег. На улицах мусор, но посчитали, что конец дня, завтра уберут. Ошибались. Город оказался грязноватым, непохож на заграницу. Даже в Амстердаме чище по утрам. Чисто плотность – это чисто масса, деленная на чисто объем.

В номере по городскому путеводителю разведали, где какие музеи, наметили планы на следующий день.

 День шестой. 07 августа 2003 г. Тромсе.

 С утра пошли на завтрак в соседний корпус. Написано было – завтрак – на 9-м этаже. Заходим в лифт. Последняя кнопка – «8». Не догоняем. Спрашиваем на ресепшн. Объясняют, что надо ехать на 8-й, потом этаж подняться пешком. Едем. Поднимаемся. Павильон на крыше. Народу немного, завтрак хороший, выбор большой, особенно селедки. Перепробовал всю. Одну забраковал. Сладкая, фиолетовая, что-то со свеклой, наверное, или с кокаколой (киргуду). Сели у окна, которое выходит на гору и город, в запарке с выбором блюд не заметили, что вид с другой стороны - на пролив, и гораздо более интересный. В следующие разы садились уже там. После завтрака направились к Полярному музею. Рядом с музеем на площадке выставка – эволюция китобойных орудий. Поцелились в разные стороны, подергали рычажки и т.п. Зашли в музей. Family ticket + пара открыток на память – 129 NOK. Музей на вид маленький, деревянный, что там смотреть. Но оказалось в нем четыре этажа. Посмотреть было чего. Основной вывод. Вся история Норвегии (до 70-х годов, когда они нефть-газ нашли) – это история истребления тюленей, оленей, медведей и китов. Отдельная экспозиция посвящена рекордам по убиванию белых медведей. Один из знаменитых (у них) охотников уложил за сезон (это сколько?) аж около 160 штук. Фото было – он стоит на куче (где-то 100) медведей, сложенных в поленницу, как бревна у деревенского забора.  Есть даже стенд про женщину-охотницу, которая тоже от мужиков не отставала. Короче, дикие люди, эти норвежцы. Жили в чумах, катались на велосипедах. Много чучел, звериных шкур на стенах и потолках, а внизу – зверь, с которого эта шкура могла бы быть снята. Написано – «Тюлень, возраст 1 год», или «Тюлень, возраст 3 года». Сцены звероубийства воспроизведены достаточно натурально, чтобы вызвать отвращение. Конечно же, есть отделы, посвященные Нансену и Амундсену, но на фоне огромного количества убитых зверей эти экспозиции теряются.

На обед купили в супермаркете большие бутерброды, съели их, запивая бесплатным чаем и кофе, в комнатушке возле лифта. Во время обеда произошел интересный случай. Заходят в эту комнату две девушки, посмотрели на нас, и одна из них по-русски спрашивает у другой: «А где тут у них чашки?». Я ответил: «А чашки в шкафу». Опешили. В смысле растерялись. Потом разговорились. Оказываются, работали они по контракту на немецком научном судне, изучали морское дно. Контракт закончился, их высадили в Тромсе, а на следующий день они разлетаются, одна в Мурманск, другая – в Москву. Которая из Мурманска сказала, что давно мечтала поехать с семьей на машине в Норвегию, особенно посмотреть Лофотенские острова, но как-то все не решалась. Теперь поедет точно. Вечер посвятили прогулке по набережной, посмотрели теплоходы, загрузку пассажиров «Хуртигуте» - в основном пенсионеры и инвалиды.

Снова гуляли по городу, три раза встретили одних и тех же русских, два раза – наших новых знакомых. Отсняли кучу пленки. Купили сувениры.

Поужинали в «PepezPizza», заказали «Large» (оголодали на свежем воздухе), принесли пиццу диаметром 1 метр, но управились. Сил после ужина не было ходить, пошли в гостиницу спать. Ночью понял, что мне не дает спать нормально – ночью светло, как днем, только солнце не светит. Но солнца и днем почти не было видно - каждый день дождь, облака во все небо.

 День седьмой. 08 августа 2003 г. Тромсе.

 С утра отправились за норвежскими свитерами. Обошли пару рынков, где, кроме норвежских свитеров, продавались всякие сувениры, в том числе и матрешки (Путин, Ельцин, Брежнев, Сталин, Ленин), другие сувениры «а-ля рюсс». Рынок есть рынок, и на нем мы нашли только низкокачественные изделия (наверное, местные подделки по «фирму»), и, как потом оказалось, даже дороже, чем в магазине (там тоже есть на разный кошелек – от 110 NOK до 2000 NOK). Покупки сделали в магазине, который прорекламирован в путеводителе по Тромсе, все по-взрослому, каточки принимают, такс-фри выписывают, хотя магазинчик – 25 кв.м. Потом зашли в бюро информации для туристов, узнали, где находится местный военный музей – Руслан очень интересовался – его не было на плане центра города. Объяснили, показали, ехать нужно было на автобусе на материк. Решили поехать на машине, и правильно сделали. Музей оказался маленьким сарайчиком, запертым на висячий замок. Экспонаты – останки двух пушек, прожектора и несколько развороченных бетонных плит, были огорожены проволочным забором с незапирающейся калиткой. Как прочитали на бумажке, прикрепленной к забору, это было место расположения береговой батареи, прикрывавшей подходы (подплывы) к городу во время второй мировой войны. Хорошо, что не разорились на автобус (120 NOK туда-обратно на троих). Поехали назад, решили, раз уж заехали на этот берег, заодно подняться на канатной дороге на гору для обозрения панорамы Тромсе. Немножко поплутав по жилым кварталам (Зона «30»), нашли пункт отправления. Подъем и спуск происходят каждые тридцать минут. Нам пришлось ждать 25. Подъехала группа испанских (как я думаю до сих пор) школьников на автобусе. Крик, шум. Я сразу занял место у окошка кассы, т.к. емкость кабины ограничена. За пять минут до отъезда начали продавать билеты. Поместилась только небольшая часть детей, но и этого было достаточно. Крику в кабине было как на стадионе. Наверху мелюзга бросилась в рассыпную, на ограждении площадки было написано, что прогулки за пределами смотровой площадки – на страх и риск самих гуляющих. Но они читать не умели или не хотели. Смотрящие пытались их отловить и построить, но безуспешно. В пропасть никто не упал. Вид, конечно, красивый, высота – где-то 650 метров, город внизу – машины меньше муравьев. Погуляли по округе, стараясь не рисковать, пофотографировались, замерзли на ветру, поехали вниз следующим же рейсом. Можно было посидеть в кафе, но цены там тоже были заоблачные.

Утром, гуляя возле гостиницы после завтрака, обнаружили перекресток, одна из сторон которого уходила внутрь горы. Сейчас же, после осмотра города сверху, решили взглянуть на него изнутри. Подумал, что тоннель выводит на другую сторону острова. Заехали. Едем, едем, и вдруг – перекресток. Без светофора, как здесь часто бывает – круговой, дорога – в четыре стороны. Едем по главной. Через километр – еще один перекресток. Отпад. Наконец выезжаем на волю. Указатель – Центр. Поворачиваем. Что-то знакомое почудилось мне в облике этой улицы. Еще пара кварталов – так это же наша улица, по которой мы гуляем по вечерам. Зачем было строить тоннель, который концом почти упирается в начало? Может это ЯМР или циклотрон какой-нибудь? Странные люди, эти норвежцы. 

Было уже около семи вечера, нужно было готовиться к завтрашнему отъезду, поэтому, поставив машину, долго не гуляли, после ужина стали паковаться и прикидывать, куда дальше держать путь. План был сначала – за два дня доехать до Тронхейма, с остановкой в Мо И Ране, но вспомнив разговор про Лофотен, изучив карту местности, посчитав дни, решили, что поедем на острова, а Тронхейм – это тот же Тромсе – ратуша, улица, фонарь, аптека…

День восьмой. 09 августа 2003 г. Тромсе – А, 614 км.

Утром позавтракали, расплатились и не смогли попасть в свой корпус. Карточка уже не работала. Хорошо, что вместе с нами был пьяный матрос с рыболовного судна, заселившийся в отель с целью отоспаться перед прибытием домой, воспользовались его карточкой. Заодно и до номера его проводил, а то он Зюйд от Норда не отличал, а замок электронный вовсе перепутал с пожарным щитком. Чтобы попасть в номер пришлось опять идти на ресепшн, кодировать карточку. Через 15 минут мы уже в машине, начинается следующий этап. При выезде со стоянки, на перекрестке, водитель огромного двухпалубного туристического автобуса, увидев нашу машину и номера, остановился посередине, и, показывая рукой на нас, что-то оживленно стал говорить напарнику, который сидел спиной к движению, но обернулся взглянуть на эту экзотику. Перекресток закупорился на несколько минут. Потом все неспеша разъехались, и мы двинулись делать новые открытия.

Дорога хорошая, указатели понятные, много и по делу, ограничения скоростного режима встречаются редко, и всегда там, где нужно действительно сбросить скорость с крейсерских 90 до 60 – 70, чтобы вписаться в поворот или не столкнуться с встречной машине в узком месте. Не помню, были ли ограничения «40» где-нибудь кроме городов и действительного ремонта дорог. Очень понравились (в который уже раз) перекрестки с круговым движением, причем по кругу – главная дорога. Подъезжаешь, смотришь налево, если нет никого – едешь по кругу и сворачиваешь, куда хочешь. Все остальные – справа - отдыхают. У нас такие перекрестки помню только в Семипалатинске, Бресте и где-то в Чувашии. Шел дождь, поэтому гонялся за местными не всегда. Да и трудно было. Быстро ездят в основном на новых машинах, пристроишься за ним, а он в поворот со спуском в объезд скалы входит на 90 – 100, стопы не горят, думаешь – все там окей оби. А поворот-то на 120 или 180 градусов. У них там всякие АБС, ЕСП и прочие КПСС помогают дорогу держать, а мне приходится в пол тормозить, чтобы во фьорд не улететь. Поэтому разгонялся до 100 только когда дорогу метров на 200 – 300 вперед видно было, в основном ехал 60 – 70. Шумахеров за весь день попалось штук 5 – 7, не более. К полудню въехали на острова. Они соединены мостами, очень высоким в середине, для прохода морских судов, и узкими – только две полосы.

Проезжали по участку ремонтируемой дороги. Всех согнали на одну полосу (односторонне сделали движение), проезд по сигналам передвижного светофора. Скопление техники, едет медленно комбайн, снимает старое полотно, сразу загружает в другой агрегат, который варит новый асфальт, перегружает его в следующий, тот рассыпает ровным слоем на дорогу, потом три катка укатывают, еще один аппарат рисует разметку, после этого едет передвижной светофор, встречный поток регулирует. Рядом тусуется грузовичок с недостающими ингредиентами, подсыпают чего-то в асфальтоварку. Вся эта кавалькада занимает метров 400, движется со скоростью пешехода. Вот такие пироги.

Захотели есть. Встречаем кемпинг на берегу красивого залива, много караванингов, десяток маленьких красных домиков, лодки, рыбаки-любители против рыб-профессионалов. Рядом с ресепшном – кафе. Остановились. Смотрим меню – только на норвежском. Спрашиваем, что есть поесть. Говорят – окорочка куриные с жареной картошкой. «А рыба?», - спрашиваю. «А хотите рыбы – езжайте в город. У нас кончилась»,- отвечают. Окорочка даже дома не едим, а тут пришлось согласиться с предложением – уж очень сильно проголодались. Пока ждали, обнаружил в комнате приема пищи шкаф с книгами, там даже была одна на русском, не помню, правда, что. Пролистал альбом с видами и описанием Лофотенских островов, кое-что уже видели, все красиво отснято. Якорнулся на заметке о двух студентках, заработавших какие-то деньги в период каникул отрезанием языков у пойманных треск (мн.ч. от «треска»). Не понял, зачем рыбам языки отрезать – и так ведь немногословные. Поели. Поехали дальше. Через один пролив пришлось ехать на пароме – расстояние большое, мост строить не было смысла. Подъехал к погрузочной площади, по незнанию встал не в ту очередь (машины стоят колоннами, с 1 до 6, таблички наверху висят), я встал в первую колонну, которая, оказывается, уже была заполнена (по их, норвежскому мнению - в Уфе, не говоря уже о Москве, еще машины три бы втиснулись). Соседи по перевозу тут же на меня настучали станционному смотрителю, пришлось переставиться как положено, в пятую колонну. Карточки за проезд не принимали, пришлось отдать последний нал (115 NOK). Паром был заполнен процентов на 70, время в пути – 35 минут. Заехали в корму, выехали из носа, встречные, соответственно, действуют наоборот. Первым въехал – первым уехал. Справедливо. Но ждать разгрузки недолго, на джипах и меринах без очереди не лезут. Через минут 5 после причаливания уже выехали на следующий остров. Дорога, в основном, шла по той стороне островов, которая смотрит на континент. Но, сверившись с картой, увидели, что впереди – участок дороги по берегу Атлантического океана. Когда ехали по ней, увидели несколько съездов к воде, некоторые были уже оккупированы туристами, нашли свободный, съехали, погуляли по берегу, прихватили несколько камешков, поехали дальше. Чем дальше к югу, тем круче горы и уже дороги. Когда подъезжали к А, ехали по дороге, вырубленной в скале, справа – вертикальная стена, слева – домики на сваях. Доехали до конца дороги, развернулись на смотровой площадке, поехали искать ночлег. Нашли сразу – множество коттеджей, большей частью на сваях, у дороги домики администраций. Зашли в один. Дали комнату в музее трески, на втором этаже. Заполнил карточку. Парнишка на ресепшне увидел гражданство, говорит, дескать, крайне мало у них туристов из России бывает (Very few), «А мы которые?», спрашиваю, отвечает – «Первые». Подписал чек (предоплата!), спрашиваю, где ключи. «А в двери должны торчать. Уезжать будете, там же оставьте, пожалуйста». 250 NOK за четырехкоечный номер, удобства в коридоре. Соседи были – какие-то итальянцы, или испанцы, или румыны – целый табор, заняли две комнаты, в большой готовили ужин – целый стол завалили всякими б/п продуктами и консервами (заглянул, любопытно было, что за шум, а драки нету). Устроились, пошли гулять. Ходить по городку не слишком удобно, еще Козьма Прутков говорил: «Не ходи по косогору, сапоги стопчешь». Ровная поверхность только на настилах над берегом моря, дорога вдоль берега - и та наклонная. Зашли снова в ресепшн, спросили, где можно поужинать. Сказали, что только в ресторане на причале, больше сейчас негде, кафе на заправке уже закрыто. Пошли в ресторан. Расположен на сваях, среди множества домиков, в которых проживало огромное количество туристов из разных стран (в основном итальянцы на мотоциклах и немцы на моторхоумах – стояли на берегу, на специальной кривоколенной стояночке). Сели, взяли меню, выбор небольшой, но рыба есть. Всего два блюда – стейк из лосося и тресковые языки по-местному приготовленные (вот ради чего девчонки-студентки старались!). Взяли. Попробовали. Стейк как стейк, языки, наверное, тоже стандартные. Размером с большой палец, вкус необычный, вроде бы понравились, но больше есть не буду (наверное, просто не доведется – хотя лучше не загадывать). Ночью крик чаек мешал спать, поэтому выспались плохо. Да и холодно было немного, музей, видимо еще не отапливали – не сезон.

 День девятый. 10 августа 2003 г. А – Гронг. 556 км.

 Встали очень рано – в 5.30, нужно было успеть на первый паром в 6. 25, следующий шел не прямо в Боде, а с остановкой на соседних островах, что удольшало поездку почти на два часа. Также нужно было иметь время в запасе, чтобы найти банкомат и снять деньги, если снова не будут карточки принимать. До пристани ехать было 5 минут, приехали за полчаса до отплытия. Еще раз спросил, nonstop flight or not, ответили не сразу, но положительно. Карточки принимали, причем терминал был переносной, без проводов и т.п., болтался на поясе у кассира, ходившего по рядам между машин, наверное, в память транзакции собирает, а потом соединяют с компьютером, и качают в процессинговый центр. Вот где можно блокированными карточками пользоваться. Хотя, наверное, потом с парома не выпустят, за 3.5 часа все что угодно можно проверить. Въехали в корму (выезжать будем из носа). Поставили машину, поднялись наверх. Одна палуба закрытая, салон для курящих и нет, телевизоры всюду, показывают, как надо действовать, если начнем тонуть, причем постоянно этот ролик крутят. Позавтракали в кафе бутербродами и кофе, еще была какая-то каша, на вид – овсянка, но нас не привлекла. Чтобы не смотреть продолжение «Титаника», поднялись на открытую палубу. Сделали несколько снимков. Ветер свежий, сон разгоняет, красивые виды островов и континентальной Норвегии, море спокойное, синее и чистое. Внизу народ наяривал на игровых автоматах, по-моему, никто так толком и не выиграл (ставки максимальные, правда, всего 25 NOK, много не проиграешь), остальные спали на диванах, заняв по три места сразу. Последовали их примеру. Около 10 пришли в Боде (хотя у нас в путеводителях пишут «Буде», мы читаем, как написано). Разгрузились быстро, решили погулять по городу. В порту встать было негде, нашли место возле местной мэрии, было воскресенье, парковка бесплатная. Бросили машину, посмотрели на туристов, которые спали на лужайке перед мэрией в спальниках и палатке (торчали пятки), пошли гулять. Городок маленький, но красивый и чистый, в отличие от Северного Парижа (Тромсе). Погуляли пару часов, тронулись дальше. Курс – на Фауске и дальше на юг, вдоль красивого фьорда. Единственный день, когда не было дождя, светило солнце, сначала было хорошо, потом стало жарко (без кондишна ведь машина-то) – тянуло в сон (сказались чайки и ранний подъем), приходилось часто останавливаться на перекуры. Хотя останавливаться нужно было по-всякому – слишком много хороших видов – фьорды и горы, озера и водопады. Один раз чуть-чуть не заехали в облако – метров 50 осталось и дорога пошла вниз. Проехали полярный круг. Купили сувениров. На это раз русского стикера на столбах и дверях не было. Радостно приклеили свой: RUSCastrol. Час ехали по плоскогорью, периодически скрещивая траекторию с железной дорогой, потом снова начались горы. Долго ехали вдоль реки. Дорога интересная, виды замечательные, иногда казалось, что едем вниз, но река текла навстречу. Полнейший обман чувств. «Если не клетке льва видишь надпись «буйвол», не верь глазам своим». Увидели знак – кафе, съехали с дороги, вниз по склону горы метров 300, кафе, магазин сувениров. Встали в небольшую очередь, сделали заказ. Пока выбирали столик, услышал шум за окном. Вышел на веранду – а там большой довольно-таки водопад, водяная пыль долетает до веранды, а это метров 40 – 50. Пока смотрел на падающую воду, показалось, что что-то мелькнуло в пене. Стал вглядываться повнимательнее – так это рыба, лососи лезут вверх и падают, не достигнув спокойной воды (высота водопада – метров 10, ширина – около 30). Быстро поел, схватил камеру и фотоаппарат, и вниз, поближе к месту действия. Ну прям как у Дроздова, - рыбины чуть ли не метр длиной пытаются взлететь по низвергающимся потокам и, обессиленные, чуть не кверху брюхом, отползают вниз по течению. Справа от основного потока был каскад водопадиков по полметра, где они могли бы подняться (там и поднимались, на самом деле), но лосось – птица гордая, ему надо где потруднее, по ступенькам и треска залезет («им, пингвинам, недоступно наслажденье…»). Замочив порток, можно было словить парочку выдохшихся рыб прямо руками, но лицензии на отлов, видимо, ни у кого из окружающих не было, поэтому народ просто стоял на камнях, пытаясь запечатлеть волнующие моменты на фото. Мне не удалось. Пришлось заснять на камеру. Едем дальше. Ближе к вечеру начинаем искать ночлег. Попадалось много кемпингов, но как-то все слева, или в 200 метрах от дороги, или уже поворот проехали и т.п. Наконец остановились в одном. Домик на 4-х 300 NOK, душ и туалет в домике посередине кемпинга. Но – проблема: постельное белье надо иметь с собой, у ник даже за деньги лишних комплектов нет. Дали карту района, показали, что в городке Гронг, что через 30 км. Есть несколько гостиниц, где мы можем остановиться. Через 20 минут подъехали к гостинице на окраине города. Трехместных номеров не было в принципе, взяли 2+1. С удобствами и завтраком за все 800NOK. Ключи от номеров на брелках из блесен. Т.к. мы опять оказались первыми россиянами в этом отеле, заплатить пришлось вперед («Слух обо мне пройдет по всей Руси великой…» – и за границу тоже просочился). Устроились, освежились, пошли погулять. Неподалеку были хозяйственные постройки, наверное, держат скотину. Сразу вспомнилось «Хорошо в краю родном, пахнет сеном и …». На крыльце соседнего дома висел мужик. Подошли поближе, мужик оказался комбинезоном местного механизатора. Погуляли часок, выпили пива и спать.

 День десятый. 11 августа 2003 г.   Гронг – Осло. 772 км.

Позавтракали рано. Во время завтрака обратил внимание на стены – все увешаны фотографиями рыбаков с трофеями. В рекламках, набранных накануне на ресепшн, прочитал, что город Гронг расположен на реке Намсен, которая считается царицей рек для рыбаков во всей Европе, за год здесь вылавливается по 330 – 350(!?) тонн лосося. Рыбаки приезжают со всей Европы. И отель предоставляет полный комплекс услуг рыболовам – лицензии, снасти, экипировку, инструктора, места для рыбалки. На фотографиях увидел (все не посмотрел, очень много было) рыболовов с трофеями 24, 25, 26 кг, по 150 кг. за день, одна 18-тилетняя девушка из Ирландии поймала лосося 19,7 кг. Короче, чисто рай для рыболовов.

Поехали дальше. Дорога спустилась в ущелье, едем вдоль реки, маленькие игрушечные деревеньки, елки на склонах гор, иногда снег на вершинах. Все красиво. Почти постоянно идет дождь. Проехали пару платных дорог и мостов. Хорошо, что сняли немного наличных в Гронге, карточки не принимают. Город Хамар объехали по двум длиннющим мостам. В девятом часу вечера приехали в Осло. По старой привычке, поехали искать отель из серии «Rainbow». Заблудились в городе – через центр идут пара тоннелей, залетел, не знаешь, где вылетел. Остановки везде запрещены, а где разрешены, там места нет. По прихваченным в Тромсе рекламкам нашли все-таки отель «Munch» - назван так не в честь Мюнхена, а честь художника местного Мунка. Машину оставили возле какой-то помойки, нашли 4 свободных метра. Трехместных номеров не было опять, двухместных с допкроватью тоже. 2+1 стоили 1200 NOK. Скидок по сканплюсу нет, т.к. отель почти заполнен, а под Сканплюс выделено ограниченное число номеров и все они уже выбраны. Пробовали пройтись по округе, посмотреть еще что-нибудь. Но загрузка отелей была «full», толпы туристов с чемоданами носились в поисках дешевого ночлега, и мы решили остаться в «Мунке». После обустройства решили пойти поужинать и посмотреть город. Сориентировавшись по карте, обнаружили, что Central Station, где расположен офис помощи туристам, находится в нескольких кварталах. Решили прогуляться до него, узнать часы работы, чтобы назавтра обратиться туда в поисках более дешевого отеля. Перегнали машину к отелю. Стоянка бесплатная только ночью, а так за сутки – 130 – 150 NOK. Вышли на местную Карлуху (Карл Йохан Гейт), пошли к вокзалу. Множество ресторанчиков, народ пьет, веселится. Посмотрели на цены – на троих нормальный ужин обойдется минимум в 1000 NOK. В туристическом многоголосье довольно часто слышна русская речь. За 15 минут дошли до вокзала. Турбюро работало с 8 до 23, было 22.45, но они уже закрылись. А мы ведь проезжали мимо вокзала, когда въезжали в город, можно было тормознуться и сразу там решить вопрос с гостиницей, просто я не знал, что они так допоздна работают. Пошли обратно. Поужинали сэндвичами с пивом. Завалились спать.

 День одиннадцатый. 12 августа 2003. Осло.

 Позавтракали. Отель оказался для деловых. Народ в столовке читал финансовые газеты, звонил по мобильникам, кто-то даже сидел с ноутбуком. Поехали на вокзал. Отстояли небольшую очередь, прошу подобрать трехместный номер в центре города не дороже 900 NOK. Объясняют, что таких дешевых номеров сейчас найти нельзя – туристов очень много. Предложили пансион. Прямо в центре, четырехместный номер, с удобствами и завтраком 840 NOK. Взяли адрес, подъехали, устроились. Организация движения – по большинству улиц в центре – односторонняя, через минут пять понял систему, и ездил уже уверенно. Парковки своей нет, как и у большинства отелей в центре, рядом в подземном паркхаусе поставили машину за 150 NOK в сутки, оплата возможна по карточке, рискнул оплатить заблокированной (как в банкомат карточку засовывать не надо, просто проводишь по терминалу – не съест). Прошло. В августовской распечатке этих расходов не было, хотя все остальные, в т.ч. овердрафтовые были. Думал, на халяву постоял. Но в сентябре все-таки сняли с меня эти деньги, не вышел каменный цветок у Данилы-мастера. Пошли обозревать окрестности. Рядом, в 100 метрах, крепость Аркешус, тут же ратуша, гавань. Посмотрели крепость. Часовые ходят в разных местах, в смешных одеждах, похожи на наших «партизанов». Рядом с крепостью стоит теплоход – «Norwegian Dream», круизный лайнер. Попав на него, больше ни о чем норвежцам мечтать не приходится, наверное. Пошли с Русланом в военный музей. Несколько зданий на площади. Написано что-то типа «Military» на одном, заходим, спрашиваем, открыт ли музей. Охранник вскакивает, заученным жестом достает из стола план местности и показывает маршрут прохода к музею. Заметив, что маршрут на карте изрядно потерт пальцами охранников, понимаем, что не одни мы здесь заблуждаемся. Вход в музей оказался за углом. У входа – наш Т-34. Вход бесплатный, экспозиция большая. История военного дела в Норвегии со времен Викингов. Много образцов оружия, пояснения на английском языке. Почти целый этаж посвящен 40 - 45 годам ХХ века. Узнал, что около 7 тысяч норвежцев воевали на стороне Германии, в основном в СС, на Восточном фронте. Почти все вернулись живыми. В одном зале на стене на медных табличках список всех моряков, погибших во время войны, в основном во время прикрытия конвоев с американской помощью России. Весь ВМФ и гражданские суда были укрыты в портах стран-противников Германии в день нападения немцев на Норвегию, а потом использовались против Германии. Музей интересный, провели в нем достаточно много времени. Пообедали в пансионе (225 NOK на троих), пошли гулять в центр города. Потратили некоторое количество времени и денег в магазинах. Поужинали в турецком «кебабе». Допоздна гуляли по набережной.

 День двенадцатый. 13 августа 2003 г. Осло.

 Утром, после завтрака, отправились смотреть Королевский Дворец. Обошли вокруг, тоже стоят часовые, вертят головами туда-сюда. Вернулись в пансион за Русланом и уже все вместе пошли на пристань возле ратуши. По дороге зашли в паркхаус, продлили стоянку еще на сутки (150 NOK) – см. вчерашний день. На маленьком катерочке (человек на 70) переправились на другой край Ослофъорда, к музеям Кон-Тики и Фрама. Пошли в Музей Кон-Тики. Family ticket – 90 NOK. Посмотрели экспозицию, посвященную туру Хейердалу и истории его путешествий. В натуре представлены два корабля – Ра- и Кон-Тики, есть стенд, посвященный Юрию Сенкевичу. После музея Кон-Тики Руслан пошел в музей «Фрама», мы провели время в кафе напротив. Через полтора часа, дождавшись на пристани под дождем очередной «трамвайчик», отправились назад. Походили по сувенирным лавкам, купили книгу о Норвегии на русском языке и видеофильм на английском, шапку с рогами норвежскую (а-ля викинг). Пообедали опять у турок. Вечер посвятили опять прогулкам по городу, внешнему осмотру достопримечательностей. Вечером упаковались, приготовились к отъезду в Стокгольм.

 День тринадцатый. 14 августа 2003 г.  Осло – Стокгольм.

В 8.20 выехали из отеля в направлении Стокгольма. На выезд из города дорога была свободная (для транспорта всего одна полоса – левая, правая для автобусов и такси), а на въезд – пробка в несколько километров. Но никто справа не прорывался, все законопослушно стояли в очереди - и двадцатилетние Volvo и нулевые Мерседесы. Обратил внимание, что в Норвегии много машин–универсалов, а также микровэнов – типа Рено-Сценик или Пежо 307SW. Наверное, более трети от всех машин. Любят они большие салоны. Встретили Гелендваген, который на прицепе вес какой-то агрегат, похожий на сенокосилку. За рулем – пенсионер в комбинезоне. На выезде из Осло заплатили за дорогу 15 NOK, и уже через час пересекали границу. Остановились у киоска с сувенирами и таможней, предъявил чеки, получил такс-фри (зажали 20 SEK), но сразу не разобрался, т.к. считал все в NOK, а выдали в SEK, а может и не зажали, может курс у них такой. В 12.50 обогнали первый русский автомобиль (фура с питерскими номерами), посигналили, но ответа не получили (водила, наверное, спал) – дорога ровная, широкая, не то, что в Норвегии - можно и уснуть. Остановились пообедать в кафе у дороги, встретили настоящий русский автомобиль – пятерку со шведскими номерами, старую, ржавую, но на ходу. Больше до парома русских авто не встречали. По дороге погонялись с Понтиаком – какой-то швед, обидеть норовя, обогнал, мигая дальним светом. Догнал, минут сорок ехали 150 - 160, быстрее у него не получалось, мешали попутчики впереди, у меня – не хватало сил (лошадиных). В погоне не заметил, как почти подъехали к Стокгольму. Сразу поехали на Центральный вокзал. Очередь туристов – человек 30. Есть русские. Взяли в автомате талончик с номером, дождались его на табло. Подошли, объяснили, чего хотим. Гостиницы переполнены, забронировать удалось с третьей попытки, каждый раз все дальше от центра. Но повезло в какой-то мере. Гостиница оказалась достаточно близко от метро (5 минут), бесплатная парковка. Добрались до гостиницы. Тяжело было выехать из центра – сплошные пробки, хотя водители вежливые, пропускают, если не в тот ряд встанешь – надо только попросить. Устроились, поставили машину и к метро. Долго изучали систему оплаты, потом обратился к вахтеру – он подсказал, что нам в нашем случае выгоднее взять проездной на 3 дня. Он действует 72 часа с момента покупки – нам как раз до отхода парома хватает. Купили в киоске на станции. Поехали в центр. Прошлись по набережным мимо ригсдага, королевского дворца, прошли к терминалу «Викинг Лайн», купили билеты на паром на воскресенье. Взяли пакет «авто + пассажиры» и каюту А4, за все 1785 NOK. Потом уже узнали, что ужин и завтрак можно было оплатить сразу же, с 10% скидкой, а так пришлось платить на пароме – пролетели евров на 6 -7 (невосполнимый ущерб!). Вечером у метро в гастрономе купили вина, оказалось крепостью 2 градуса, сразу не посмотрели. Выпили этот компот и, усталые и довольные, завалились спать.

 День четырнадцатый. 15 августа 2003 г. Стокгольм.

Весь день гуляли по городу. Очень много русских. Часа три потратили на магазины. Не нравится мне скандинавская система – «Department» - 100 магазинов под одной крышей, почти везде одно и то же. То ли дело в Германии – зашел в «Карштадт», за пару часов все купил, отправляя покупки по ходу в центральную кассу, сразу за все заплатил, оформил такс-фри, и можно о подарках и сувенирах больше не вспоминать. Ходили в Юргорден. Посмотрели на смельчаков, решившихся прокатиться на аттракционе «Падение с башни» или как он там называется. Крику было много, у входа в парк ходили клоуны на ходулях, заманивали народ, но мало кто поддавался на их уговоры. Прошли мимо музея Васса (кораблей насмотрелись в Осло) – вспомнил Макаревича «Чтобы не стать эдаким вот музеем, в нужный момент лучше пойти ко дну» - оказывается, это тоже не всегда спасает. На набережной возле королевского дворца высокий пожилой китаец ловил рыбу. На перилах моста, с которого мы вели наблюдение, висела табличка с надписью, что рыб можно ловить только не менее определенных размеров в зависимости от породы (самая маленькая должна быть не менее 40 см. в длину). Китаец довольно быстро поймал одну, сантиметров 25, думал, он ее отпустит, а он ее в сумку, и дальше снасть забрасывает. Рыбаков полно. Многие с удочками, только что купленными в магазине (при мне разворачивали). Но клев не очень оживленный. Забрели в книжный магазин. Увидел стенд с распродажей книг на английском языке – 4 шт. за 100 SEK. Купил детективы. У нас такие книги в 4 – 5 раз дороже. По ходу прогулки набрали всяких бесплатных путеводителей (в дополнение к взятым у стойки в отеле). Вечером наметили планы на следующий день.

 День пятнадцатый. 16 августа 2003 г. Стокгольм.

 С утра поехали в Королевский Дворец. Посмотрели смену караула, сфотографировали козла с попоной из национального флага. Купили билеты в королевскую сокровищницу. Короны, мечи, прочие фенечки и прибамбасы королевской власти. Красиво, скучно. Как в анекдоте – чистенько, но бедновато. Потом пошли в почтовый музей (тут же, в Гамла-Стане). Этот намного интереснее. Все – от редких марок до паровозов, перевозящих почтовые вагоны. Потом двинулись через мосты в Армейский музей. Тоже интересно, настоящие самолеты висят под потолком, грузовики и бронетехника – на полу. Вышли – пошел дождь. Зашли в исторический музей. Шведы с интересом слушали экскурсоводов, мы ничего не понимали, все пояснения – на шведском, что к чему относится, непонятно. Спустились в закрома – золотые и серебряные украшения. Впечатления – как в королевском дворце. Можно было не ходить. Следующий пункт – Технический музей. Вот это было интересно. Жаль, день уже заканчивался, и через полтора часа нас попросили освободить помещение. Кафе при музее еще работало, пообедали там. Вместо хлеба были галеты, не понравились. Хотели еще в тюремный и (или) винный музеи сходить, но уже не было сил (моральных - слишком много впечатлений). Обратно в центр поехали на автобусе. За рулем – девчонка лет 18, вся в серьгах – в носу, в губах, в ушах аж штук 5. Язык не видел, ничего сказать не могу. Погуляли опять по городу, попили пива чая сока в спортбаре, посмотрели футбол (Молодежный ЧМ в Финляндии).

 День шестнадцатый. 17 августа 2003 г. Стокгольм – паром «Викинг Лайн»

 После завтрака выписались из гостиницы, машину оставили рядом, поехали в город на метро. Пошли в «Монетный кабинет» напротив Королевского дворца - по воскресеньям бесплатно. Провели там достаточно много времени, было что посмотреть – даже видел деньги независимой республики Татарстан (Привет, соседи!) начала 90-х годов, которые, впрочем, так в обращение и не выпустили, видимо, обошлись баксами. После обеда поехали в гостиницу, забрали машину и двинулись на паром. Быстро прошли билетный контроль, минут 10 постояли в очереди на погрузку, увидели, наконец, машины с русскими номерами. Земляки оказались неприветливыми, из машины не выходили, даже окна только чуть-чуть опустили. На пароме пару раз только русскую речь слышали. Заехали на палубу, поставили машину, поднялись в номер. Разложились, пошли изучать паром. Описывать не буду – все уже много раз в сети рассказано и показано. Сразу после отправления открылся Дьюти Фри Шоп. Сотни скандинавов ломанулись тариться спиртным. Мы тоже зашли. Просто лук эраунд, витрины облизали, хотелось бросить взгляд. Ничего не купили, кассир странно на нас посмотрела – такая халява, а мы пустые. Потом уже, изучив рекламы в каюте, сходил и купил набор вина из коллекции «Викинг Лайн». Забронировали столик для ужина (во вторую смену) и отправились спать – впереди была тяжелая ночь. В 20.30 пошли на ужин. Много раз видел, как наши туристы и командировочные нападают на столы с закусками во время завтраков в отелях. Но здесь местные пенсионеры налетели на буфетные стойки так, как будто в Швеции продуктов еще не было, а в Финляндии уже не будет. Пиво и вино лилось рекой. Досталось и нам. Слегка веселые, после ужина отправились гулять по парому. Руслан вскоре отправился спать, мы же продолжили прогулку. Забрели в «Капитанский Уголок» (кафе такое), там сидел местный бард и пел песни – народные, битлов, смоков и прочих роллингов. Глотнув еще вина, остались сидеть почти до утра и даже иногда подпевали. Мужик пытался склонить слушателей к пожертвованию денег в его специально приготовленное ведро из-под мороженого, но давали неохотно. Отправились спать поздно, думал, что утром к завтраку не встанем.

 День семнадцатый. 18 августа 2003 г. Паром - Хельсинки – Лапеенранта. 254 км.

Встали легко – сказывается нормальное питье. Позавтракали в буфете на пароме. Выехали в город. Никто ничего не проверял (а как меня пугали всякими трубками-полицейскими коллеги из сети!), на ближайшей заправке подкачал колесо (начало спускать еще в Швеции). Город смотреть не стали – были уже, поехали в «Итакескус» - нужно было одеть-обуть всю семью. До вечера все сделали, поехали в Лапеентранту, поближе к границе, назавтра собирались домой. В Лапеенранте устроились в отель в центре, парковка на крыше. Поужинали, погуляли по городу.

 День восемнадцатый. 19 августа 2003 г. Лапеенранта – Тот же мотель в 75 км за Выборгом.

 С утра после завтрака пошли гулять по городу, просто чисто отдохнуть. Зашли в магазин, набарли свякой мелочевки, протягиваю последнюю действующую карточку – а она не работает. Продавец (бывшая наша) несколько раз попыталась – компьютер пишет: «Баланс исчерпан», но я то знаю, что деньги есть, и в чем проблема – сообразить не могу. А нам еще за отель платить, а Кэша – заначка из России да какие-то норвежские бумажки. Отложили покупки, сказали, что вернемся попозже, как только разберемся с карточкой. Пошли в банкомат. Прошу 200 Евро. Пишет ”Out of balance”. Прошу 20. Дает. Прошу еще 50. Карточку вернул. Молчит. Прошу опять 20. Возвращает карточку, выбрасывает сразу два чека: «Out of balance, я же сказал!». Покурил. Звоню в банк. Через пару минут прослушивания музыки на мобиле соединяют с менеджером, выясняется, что у меня просто исчерпан месячный лимит (хорошо погуляли по Итакескусу – а про лимит я забыл). Прошу увеличить – просят на это 4 часа. Делать нечего, соглашаемся. Подкрался незаметно check out. Идем в банк, меняем по грабительскому курсу + бешеная комиссия 100 USD и 200 NOK, добавляем 20 Евро из банкомата, рассчитываемся с отелем, машину разрешили у них на крыше оставить до вечера. Остались мы с 10 Евро. Можно было, конечно, сгонять к границе, получить такс-фри и потом вернуться, но лень было дергаться. Пошли прогуливать время, просидели пару часов на лавочке на берегу озера, посмотрели на яхты, гусей и уток, бросающихся к прохожим в надежде, что их угостят чем-нибудь. Потратили почти все деньги на мороженое. Обнаружили вблизи от берега на дне оторванный воблер на куске лески, с помощью ветки достали его – «сувенира-сувенира!».Вот подошло расчетное время. Сначала зашли в другой магазин, выбрали немножко сувениров. Протягиваю карточку – заработала! Вернулись за отложенными покупками, нас уже почти не надеялись увидеть. На радостях потратили еще пару сотен в соседних магазинах. Ближе к вечеру двинулись в Россию. В пункте выдачи такс-фри нас заставили показать все покупки, пришлось почти полностью разгрузить багажник – шведские покупки упаковали и упрятали надежно, т.к. не рассчитывали на подобный досмотр – в прошлом году выдали деньги сразу и без вопросов. Проходящие мимо горячие финские парни несколько раз спросили «Сигаретты?» - возят наши контрабанду, возят… Финик–погранец стал спрашивать – где были, куда ездили. Ответил почти честно – в Финляндии и Швеции, и даже назвал некоторые города. Отпустил. Перед нашей границей заехали опять в дьюти-фри, затарились как следует, еле в машине поместилось. А на границе допустил плюху - после того, как пограничник проверил паспорта и багажник (выгружать не потребовал) и поставил штамп, сразу рванул домой, а про таможенников-то не подумал. Возвернули меня с КПП, а дорога – односторонняя, в другую сторону – только на выезд за бугор, пришлось на
источник

Автобагажники THULE
        
Добавить в избранное
Сделать стартовой
+7 (985) 766-8486
+7 (916) 385-1937
e-mail: ugrine@online.ru
ФОТО ДНЯ

ГОРЯЧИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ!



Автопутешествие по Средней Азии. 27.06.2008 – 02.08.2008. Памир - Алтай 2008.Средняя Азия 2008. Россия – Казахстан (Аральское море, Малое море) – Узбекистан (Ташкент, озеро Чарвак, Самарканд, Бухара) – Таджикистан (Душанбе, Хорог, Памир) – Киргизстан (Бишкек, озеро Иссык-Куль) – Казахстан (Алма-Ата, озеро Балхаш) – Россия (Алтай, озеро Телецкое). Более 16.000. км, 37 дней.

Фотохронология поездки Средняя Азия. Памир - Алтай 2008.
+7 (495) 766-8486      +7 (916) 911-3175      e-mail: ugrine@online.ru
© 2005, Rus Auto Travel Agency. All rights reserved.
Создание сайта: Разработка Евгений Суслин
Дизайн: Суслина Наталья

Rambler's Top100